Юридические аспекты

За счет чего формируются расходы при купле-продаже транспортного средства?

Каждый, кто покупал или продавал автомобиль, сталкивался с многочисленными сопутствующими расходами. Их составляют сборы и платежи в МРЭО, в бюджет и Пенсионный фонд. Рассмотрим, из каких отчислений состоят эти расходы, каковы при этом наиболее значимые сборы и платежи.

Законодательство позволяет осуществлять покупку и продажу транспортного средства (ТС) несколькими путями: продажа через комиссионный магазин; продажа через биржу; заключение договора купли-продажи у нотариуса.

 

Продажа через комиссионный магазин

Комиссионная торговля транспортными средствами осуществляется на основании договора комиссии между комиссионным магазином (автоплощадкой), который принимает товар (комиссионер), и продавцом (гражданином или предприятием). Цены на транспортные средства, которые сдаются на комиссию, а также размер комиссионного вознаграждения определяются по согласованию сторон. На проданные ТС комиссионный магазин должен выдать покупателю акт технического состояния и оценки ТС, свидетельство о регистрации ТС (технический паспорт), гарантийный талон (сервисную книжку) при наличии, справку-счет и расчетный документ, который удостоверяет факт купли.

Расходы продавца и покупателя составляют соответственно: в Госбюджет 1% и в Пенсионный фонд 3% от оценочной стоимости авто. Такую оценку выполняют независимые оценщики, которые имеют соответствующий сертификат. Расчет стоимости происходит в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минюста и ФГИУ от 24.11.2003 №142/5/2092, и “Бюллетенем автотовароведа”.

Рассмотрим основные параметры, которые влияют на стоимость ТС. Согласно вышеуказанной методике, значительно снижается стоимость ТС в следующих случаях:

1. Если автомобиль эксплуатировался в режиме такси, его стоимость снижается на 10%. Этот факт необходимо подтвердить справкой предприятия.

2. Если не менее 30% пробега автомобиля вне дорог общего пользования, его стоимость снижается на 10%. Такой факт можно подтвердить, если есть путевой лист предприятия или автомобиль зарегистрирован в населенном пункте, в котором отсутствуют дороги общего пользования.

3. Если обновлялись ремонтом три и более кузовные составляющие, стоимость транспортного средства снижается на 10%, если одна или две – на 4%. Подтверждением этого факта может быть смета на выполненный ремонт. В случае, если следы ремонта можно определить визуально, отремонтированные элементы фотографируются. Если визуально следы определить невозможно, используется специальное оборудование, которое позволяет установить факт такого ремонта.

4. Если авто имеет составные части, которые требуют ремонта, снижение его стоимости также составляет до 10%. Примерами таких дефектов могут быть следы подтекания масла, топлива, повышенная дымность и шумность двигателя.

5. Если авто разукомплектовано (например, отсутствует сидение или запасное колесо, предусмотренное комплектацией автомобиля), стоимость его снижается на стоимость недостающего элемента с учетом его износа.

Существуют и факторы, увеличивающие стоимость ТС. К таковым относятся:

1. Если отсутствуют коррозийные повреждения составных частей кузова легкового автомобиля, его стоимость увеличивается на 10%. Но это применимо только для автомобилей со сроком эксплуатации не менее 7 лет.

2. Если отсутствуют повреждения лакокрасочного покрытия при условии, что восстановительный ремонт кузова не выполняли, стоимость авто увеличивается на 5%.

Существуют факторы, которые влияют на стоимость автомобиля в меньшей степени. Например, если ТС имеет дефекты, коррозийные повреждения составных частей кузова, кабины, рамы, а также потертости и деформации кабины и обивки кузова, стоимость его корректируется на 1–6%. Все эти корректировки оценщик применяет к стоимости идентичного автомобиля, которую берет в “Бюллетене автотовароведа”. В результате расчетов и получается стоимость оцениваемого автомобиля. Таким образом, за счет корректировок стоимость может существенно отличаться от стоимости аналога. Однако в Налоговом кодексе (статья 173.2) есть ограничение – стоимость, с которой будут уплачены сборы, может быть не ниже 25% от стоимости такого же нового автомобиля.

 

Продажа через биржу

Согласно ЗУ “О товарной бирже” (ст. 15), продавать и покупать через нее транспортные средства можно лишь при определенных условиях:

• биржевые операции разрешается выполнять только членам биржи или брокерам;

• не могут быть предметом биржевой торговли вещи (в том числе транспортные средства), определенные индивидуальными признаками (в данном случае – государственный регистрационный номер), если они не продаются партиями (т. е. 2 шт. и более);

• не могут быть предметом биржевой торговли какие-либо используемые товары. В законодательстве к этой категории относятся автомобили, которые были в использовании не менее года. При этом новыми считаются те, которые впервые регистрируются в Украине и имеют общий пробег до 6 тыс. км.

Таким образом, физическое лицо продать свое авто на бирже не может – там торгуют автосалоны, автомагазины и автоплощадки.

 

Заключение договора купли-продажи у нотариуса

Можно заключить договор купли-продажи и у нотариуса. Здесь продавец предоставляет документы о снятии машины с учета, отчет об оценке ТС, свой паспорт, идентификационный код, а также согласие супруга на отчуждение автомобиля. Продавец и покупатель несут следующие расходы: госпошлина 5% (если покупатель является близким родственником продавца, то 1%) и услуги нотариуса (выписки из реестров движимого имущества, внесение договора купли-продажи в реестр и т. п., 1000–1500 грн.). Госпошлина рассчитывается от большей из стоимостей между суммой, указанной в договоре, и оценочной стоимостью, что указанно в декрете Кабинета министров “О государственной пошлине”.

Налоговый кодекс в ст. 167.1 устанавливает налог на доходы физических лиц в размере 15%, но согласно ст. 173.2 в виде исключения при продаже авто установлена ставка 1% при условии, что продавец продает его один раз в течение года. Сейчас нотариус не имеет возможности самостоятельно проверить эту информацию. Предполагается, что продавец должен предоставить нотариусу справку из центрального офиса ГАИ (в Киеве расположен по ул. Семьи Хохловых, 5) о том, что автомобиль продается первый раз в этом году. Стоимость такой справки – 300 грн. Однако на данный момент МРЭО не дают такую справку, мотивируя это тем, что нет официально утвержденной формы.

Существует другой вариант, при котором платится сниженный налог. Некоторые продавцы предоставляют нотариусу заявление, в котором указывают, что это первая продажа в этом году, и продавец берет всю ответственность на себя. Будет ли это заявление основанием для уплаты сниженного налога (1%), каждый нотариус решает самостоятельно, поскольку он несет ответственность за факт уплаты налога и размер этого платежа. Это урегулировано ст. 173.4 Налогового кодекса, которая позволяет нотариусу удостоверить договор только при наличии документа об уплате налога.

 

Несколько слов о доверенности

Некоторые продавцы, вместо оформления у нотариуса договора купли-продажи или продажи через комиссионный магазин, оформляют доверенность на право распоряжения автомобилем. Часто ее называют “генеральной доверенностью”, но это неправильно, в законодательстве такого определения нет. Правильное название – “доверенность на право распоряжения”. Такое практикуется, чтобы избежать расходов, связанных с налогообложением. Но в этом случае у покупателя появляется много рисков.

Например, доверитель (собственник автомобиля) имеет право в любое время по своему усмотрению отменить доверенность в одностороннем порядке. При этом доверенное лицо обязательно уведомляется о факте отмены доверенности. Это право гарантировано ст. 249 Гражданского кодекса Украины, и отмена доверенности не может быть оспорена. Возможно, покупатель об этом сразу не узнает, но если он захочет потом продать автомобиль, его ждет неприятный сюрприз – машину даже не снимут с учета в МРЭО и не оформят новую доверенность на нового покупателя. Может возникнуть еще одно обстоятельство: в случае смерти доверителя выданная им доверенность автоматически аннулируется, а доверенный автомобиль становится частью наследства и переходит в собственность наследников. Стоит обратить внимание и на то, что даже после того, как была выписана генеральная доверенность на автомобиль, доверитель сохраняет за собой все права собственника.

Таким образом, расходы, которые понесут покупатель и продавец при оформлении купли-продажи транспортного средства, во многом зависят от них самих и выбранного варианта оформления сделки.

 

Инфосправка

Снятие и постановка авто на учет: кто сколько платит?

Продавец ТС при продаже и снятии автомобиля с учета несет ряд расходов, которые состоят из сборов в МРЭО (услуги ГАИ и эксперта-криминалиста, транзитный номер) на общую сумму около 690 грн. и платежа в бюджет. После этого продавец получает на руки такие документы: техпаспорт на автомобиль; учетную карточку; транзитные номера; квитанцию об оплате транспортного сбора за текущий период.

Покупатель ТС несет расходы при постановке автомобиля на учет. Это платежи в МРЭО (проверка автомобиля на угон, бланк свидетельства о регистрации (техпаспорт), услуги ГАИ, диагностика, государственный номерной знак, услуги эксперта-криминалиста, техосмотр) на общую сумму около 2100 грн. и платеж в Пенсионный фонд Украины в размере 3% от оценочной стоимости автомобиля. После постановки автомобиля на учет вы получаете следующие документы: новый техпаспорт на автомобиль; государственные номерные знаки; квитанции об уплате транспортного сбора.

Заявка на просчет стоимости выкупа авто